Вы не поверите – в музее… В преддверии юбилея Победы и в связи с возрастающими изменениями в деле патриотического воспитания подрастающего поколения собрались в Свердловском музее ВДВ «Крылатая гвардия» музейщики из разных городов области. На семинар, посвященный проблеме патриотического воспитания в музее, приехали представители этого культурного учреждения из Нижнего Тагила, Ирбита, Камышлова. Естественно, были специалисты из екатеринбургских музеев. Ну, и, конечно, мы – артемовские музейщики. Дабы не утомлять читателя специфическими музейными терминами и вопросами, перейду к основной проблеме, поднятой на семинаре, – как донести до современного посетителя музея, особенно посетителя молодого, такое понятие, как «патриотизм». Как добиться от детей, подрастающих в мире виртуальных компьютерных войн, душевного сопереживания событиям давно прошедшим, отстающим от них по времени на десятки лет? Как дать понять, что война бывает необходимостью, особенно если она – Отечественная, но сама война – это не есть хорошо? И как добиться той самой связи преемственности поколений, если дети и не представляют, как жили и что чувствовали их бабушки и дедушки, чьи молодые годы пришлись на время войны? Можно долго плакать по поводу всех этих проблем, жалуясь, что, мол, «да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя. Богатыри, не вы…», но проблемы этим не решить. А потому музейщики, в силах которых не только хранение исторической утвари и артефактов, но и как раз то самое право на воспитание в духе патриотизма, принялись это право осваивать, предлагая своим посетителям интересные и порой весьма оригинальные музейные проекты и выставки. Об этом и говорилось на прошедшем в музее ВДВ семинаре. Конечно, «впереди планеты всей» здесь оказался Екатеринбург. Например, Свердловский областной краеведческий музей практикует вот уже несколько лет такое интерактивное занятие с детьми, как «Фронтовой привал». Сюда входят и выставка с экскурсией, и практические задания – написать письмо с фронта домой (причем, за короткое время, ведь привал - удовольствие на войне недолгое), перевязать рану, намотать портянку, сделать военную зарисовку или создать плакат на военную тему. Таким образом, дети не просто индифферентно слушают рассказ, но и живо включаются в действо, имитирующее события далекой войны. Отсюда – эмоционально окрашенное восприятие, сопереживание, возможность почувствовать себя человеком той эпохи, тех событий. Собственно, так и достигаются основные задачи патриотического воспитания – возможность стать неравнодушным к истории своей страны. И заметьте, на «Фронтовой привал» всегда куча заявок. Очень интересен проект Музея истории Екатеринбурга. В конце зимы здесь открылась выставка под названием «Горький шоколад Победы». Выставка повествует о работе Свердловского пищевого комбината во время Великой Отечественной войны. Здесь можно увидеть раритетные фото, рассказывающие о нелегких буднях комбината, который в условиях продовольственного кризиса работал на местном сырье – лебеде, корнях лопуха (из которого делали кофейный напиток), разглядеть специальные формы, куда заливался шоколад. А еще юные и не очень посетители смогли сами, вручную, как это делалось в 40-е, завернуть конфетку в фантик – точную копию старинной обертки, поняв, как это непросто. Кроме того, детей по выставке сопровождает виртуальный гид из прошлого (детский голос записан на аудионосителе) – эвакуированная в Свердловск девочка Маша, чья мама работает на пищевом комбинате. Пока мама «работает», Маша с детьми «ходит в школу» - решает задачки из старинного учебника арифметики, собирает растительное сырье для будущих сладостей и выполняет другие задания. Таким образом, детям ненавязчиво, в игровой форме преподносятся знания о прошлом. Думаю, что оседают такие знания в душах и головах маленьких посетителей достаточно прочно. Сам музей ВДВ проводит интерактивные игры с детьми на военную тематику. В частности, на территории музея возродили на новый лад игру «Зарница». В общем, работа семинара прошла весьма плодотворно, окрыленные новыми идеями сотрудники музеев разъехались по своим городам. Так что же делать – ворчать с указкой в руках у стенда в пустом зале, что, мол, не та нынче молодежь, неправильно воспитанная? Или воспитывать эту молодежь в духе патриотизма, не боясь экспериментов, находя новые формы и методы воспитания? Ответ очевиден. Людмила Сикорская
|