Приветствую Вас Гость | RSS

«ВСЁ БУДЕТ!»

Суббота, 20.04.2024, 08:30
Главная » Статьи » Семья и школа » Работа над ошибками

Отверженные дети

Действующие лица

Каждая драма предполагает четкое распределение ролей. В ситуации травли всегда есть зачинщики, жертвы и, конечно, преследователи – основная масса детей, которая под руководством зачинщиков осуществляет травлю. Иногда в классе присутствуют и нейтральные наблюдатели. На мой взгляд, наблюдатели ничем не отличаются от преследователей, так как своим молчанием они поощряют травлю, никак ей не препятствуя.

Приведу пример. Девочка из 9-го класса спровоцировала драку между двумя парнями, все молча наблюдали, как один избил другого чуть ли не до потери сознания. Как потом выяснилось, один из парней недавно перешёл из другой школы, а второй был лидером в классе. После прихода новичка его авторитет пошатнулся, это не понравилось той самой девочке, и она спровоцировала драку.

Бывает, что среди одноклассников находятся и защитники жертвы. Иногда появление защитника способно в корне изменить ситуацию (особенно, если защитников несколько, или с их мнением в классе считаются) – большинство преследователей оставляют изгоя в покое, конфликт затухает в самом начале.

Например, семиклассница Ира, стремящаяся стать королевой класса, подговаривала одноклассников объявить бойкот своей сопернице Свете. Ира своими насмешками и проделками могла испортить жизнь любому, поэтому с ней никто не хотел связываться, хотя тихая Света многим нравилась. В бойкоте согласились участвовать все, кроме Влада. Он сказал, что Света его друг, поэтому он будет продолжать с ней дружить. Поступок Влада, который до этого ничем особым не выделялся, учился средне, мог заплакать из-за двойки или испачканных брюк, опасаясь наказания, произвел на одноклассников такое впечатление, что Ире пришлось оставить Свету в покое.

Но довольно часто защитник изгоя и сам становится изгоем. Например, если, подчиняясь воле учителя, ребенок вынужден сидеть за одной партой с изгоем, то он может постепенно стать объектом насмешек, если только не начнёт активно принимать участие в травле соседа по парте.

Особенности отвергаемых детей

Хочу отметить, что мои наблюдения за отвергаемыми детьми свидетельствуют о том, что они сами многое делают для того, чтобы стать жертвами нападок. Естественно, интересно  обижать того, кто обижается, кто бросается с кулаками на окружающих после любого невинного замечания в свой адрес, кто начинает рыдать, если его немного подразнить. Эти дети очень трепетно относятся к проявленному к ним вниманию и сочувствию.  Любой сверстник, оказавший им поддержку, подсказавший что-то, поделившийся чем-то, сразу же возводится в ранг «лучшего друга». Это довольно тяжёлое бремя, так как отверженные дети могут быть весьма навязчивыми. Устав от избытка внимания и благодарности со стороны отверженного, сочувствующий может перейти в ранг преследователя.

Отвергаемые дети ищут поддержки у взрослых. Но только у тех, кто однажды им её уже оказал. Надо отметить, что забота об отвергаемых детях требует большого такта. Надо следить не только за тем, чтобы их не обижали, но чтобы и они никому не мешали. Таких детей необходимо учить правилам общения и взаимодействия.

Серьёзные последствия

Проблема отвергаемых детей интересуют меня не только потому, что мне не раз приходилось сталкиваться  с подобной ситуацией по роду своей деятельности, но ещё и потому, что я сам учился в классе, в котором постоянно вспыхивали конфликты, и кто-то становился изгоем. А всем остальным надлежало если и не участвовать активно в травле, то, во всяком случае, выражать изгоям своё презрение.

Я все время пытаюсь понять, могли ли окружающие (в первую очередь - учителя) предотвратить все эти ситуации. Неужели, когда мы учились в четвёртом классе и несколько мальчишек невзлюбили новенького за его своеобразную внешность и стали издеваться над ним, никто из учителей этого не замечал? Нет, когда случались драки, к нам приходили и проводили воспитательные беседы, нас ругали, убеждали и т.д. Но всё это было малоэффективно. Того мальчика травили все четыре года совместной учебы.

Переломить сложившийся стереотип отверженного – задача непростая. Иногда единственным выходом остается перевод в другую школу. Естественно, правильнее всего - пресекать подобное явление в самом зародыше.

Опасность бездействия

Травля наносит непоправимый ущерб психике «жертвы». Плохие отношения с одноклассниками могут стать причиной низкой успеваемости, нежеланием посещать школу, у ребёнка могут развиться различные невротические и даже психические расстройства. Самое страшное, что регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей.

О классе, в котором происходит травля, нельзя говорить как о коллективе. Там нет динамики, отношения не развиваются, они застыли, приняв уродливую форму. Тем более велика вероятность, что, если уйдет тот, кого травят, в классе появится новый изгой, так как это единственно возможный способ построения взаимоотношений, усвоенный ребятами.

Советы для родителей

Обеспечьте ребёнка всем, что позволит ему соответствовать школьным требованиям. К примеру, если для уроков физкультуры нужны чёрные шорты, то не следует предлагать ребёнку розовые, считая, что это не важно. Это для учителя не важно, а одноклассники станут дразнить. Но это не значит, что надо идти у ребёнка на поводу и покупать ему такую же шапку, как у одноклассника.

Обеспечьте ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивайте праздник. Не следует приходить в школу лично разбираться с обидчиками своего ребёнка, следует поставить в известность классного руководителя, попросить его разобраться.

Ещё я посоветовал бы родителям поговорить с ребёнком с тем, чтобы изменить тактику поведения. Ведь если стереотип сложился, то любой поступок является предсказуемым. Ребёнок ведёт себя по заданной окружающими схеме. Но если он на стандартные обстоятельства отреагирует неожиданным образом, то, возможно, ему удается не только озадачить своих преследователей, но и сделать шаг к преодолению стереотипа. Например, вместо того чтобы плакать или лупить всех подряд, он начнёт смеяться вместе со всеми, в общем, сделать то, чего от него совсем не ожидают.

Категория: Работа над ошибками | Добавил: vsegazeta (29.04.2010)
Просмотров: 2837 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: